Торговая идея для азартных: «Трансаэро»
Я написал эту статью три месяца назад — 6 апреля. Но, после некоторых раздумий, оценил публикацию её преждевременной, и она так и болталась у меня с тех пор в черновиках. Сегодня решил всё-таки опубликовать, почему — в комментариях.
Итак, та самая статья без изменений (графики по состоянию на 6 апреля 2015 года):
06 апреля 2015 года
За последний месяц акции «Трансаэро» упали в два раза. Интересно, что падать они начали за два дня до того, как вышла в общем-то позитивная новость о том, что авиакомпания полностью рассчиталась с облигационным займом в размере 2.5 млрд рублей.
В этот день тикер нарисовал разворотную свечу, но на следующий день падение продолжилось и ускорилось.
Да, ещё один позитив: в январе Трансаэро показало рост выручки на 23% по сравнению с январем 2014 года.
Тем не менее, вот такое падение. Недельный таймфрейм:
Позитив, приведенный выше, несколько меркнет по следующим причинам:
1. месяц назад (03.03.2015) компания рассчиталась с долгами в размере 2.5 млрд,
но два месяца назад (29.01.2015) она получила кредит от ВТБ с госгарантиями на сумму 9 млрд.
Возможно, месяц — как раз срок получения первого транша.
2. Ко второй новости (рекордный рост выручки): по слухам, исходящим от рядовых сотрудников компании,
в декабре-январе Трансаэро устроило агрессивную распродажу билетов со значительными скидками. Конкуренты (Аэрофлот и S7) ничего подобного не устраивали,
в результате ТрансАэро временно «перетянула одеяло» (долю рынка) на себя.
Интересное совпадение: выручка компании за январь — 9 млрд,
и кредит ВТБ, выданный в конце января, тоже — 9 млрд.
Вот как выглядит картина на дневном таймфрейме:
Тем не менее, падение уже произошло очень солидное — в два раза (что-то мне это напоминает).
На дневном таймфрейме акция «легла» на давнюю диагональную поддержку
(это продолжение медвежьего канала март 2011 — сентябрь 2013),
на недельном картинка очень похожа на разворотную.
Картинка на четырехчасовом таймфрейме:
Треугольник, выход вверх, расчетная цель — 133.7
На дневном и недельном таймфреймах картина существенно медвежья,
выше этой цели тикер вряд ли уйдет с первого раза.
Есть надежда ещё подобрать в диапазоне 100 — 102 — 103.5 — 105.5, или ниже — как повезёт.
Риски: уход к нижней границе канала на дневном таймфрейме (на данный момент около 60 рублей за акцию).
Возможно в двух случаях:
1. резкий негатив по компании
2. общее падение рынка.
Итак, та самая статья без изменений (графики по состоянию на 6 апреля 2015 года):
06 апреля 2015 года
За последний месяц акции «Трансаэро» упали в два раза. Интересно, что падать они начали за два дня до того, как вышла в общем-то позитивная новость о том, что авиакомпания полностью рассчиталась с облигационным займом в размере 2.5 млрд рублей.
В этот день тикер нарисовал разворотную свечу, но на следующий день падение продолжилось и ускорилось.
Да, ещё один позитив: в январе Трансаэро показало рост выручки на 23% по сравнению с январем 2014 года.
Тем не менее, вот такое падение. Недельный таймфрейм:
Позитив, приведенный выше, несколько меркнет по следующим причинам:
1. месяц назад (03.03.2015) компания рассчиталась с долгами в размере 2.5 млрд,
но два месяца назад (29.01.2015) она получила кредит от ВТБ с госгарантиями на сумму 9 млрд.
Возможно, месяц — как раз срок получения первого транша.
2. Ко второй новости (рекордный рост выручки): по слухам, исходящим от рядовых сотрудников компании,
в декабре-январе Трансаэро устроило агрессивную распродажу билетов со значительными скидками. Конкуренты (Аэрофлот и S7) ничего подобного не устраивали,
в результате ТрансАэро временно «перетянула одеяло» (долю рынка) на себя.
Интересное совпадение: выручка компании за январь — 9 млрд,
и кредит ВТБ, выданный в конце января, тоже — 9 млрд.
Вот как выглядит картина на дневном таймфрейме:
Тем не менее, падение уже произошло очень солидное — в два раза (что-то мне это напоминает).
На дневном таймфрейме акция «легла» на давнюю диагональную поддержку
(это продолжение медвежьего канала март 2011 — сентябрь 2013),
на недельном картинка очень похожа на разворотную.
Картинка на четырехчасовом таймфрейме:
Треугольник, выход вверх, расчетная цель — 133.7
На дневном и недельном таймфреймах картина существенно медвежья,
выше этой цели тикер вряд ли уйдет с первого раза.
Есть надежда ещё подобрать в диапазоне 100 — 102 — 103.5 — 105.5, или ниже — как повезёт.
Риски: уход к нижней границе канала на дневном таймфрейме (на данный момент около 60 рублей за акцию).
Возможно в двух случаях:
1. резкий негатив по компании
2. общее падение рынка.
146 комментариев
Олег drillkin тогда высказал мысль, что можно будет попробовать прикупить по 90, я с ним согласился, потому и не стал тогда публиковать статью.
(на момент публикации тикер стоил примерно 108, то есть примерно на 20% больше, чем сейчас).
В общем-то заработал на этом пару процентов к депо (при том, что поза никогда не превышала 20% депо), и ни разу не закрывал позу в убыток, но уж очень муторное дело — торговать такой акцией. Когда стакан может часами «стоять» без изменений, а твоя заявка, по размеру в рублях микроскопическая для других акций — здесь вполне может изменить расклад.
Неделю-другую акция подбиралась к историческому минимуму (от марта этого года) в 89 рублей.
И сегодня таки его пробила! Пролив до 85, с выкупом:
Олег, конечно, я не купил её ниже 89.
Я не камикадзе — ставить заявку на 4% ниже исторического минимума!
Ещё недавно думал, не поставить ли ордера на 89 — 90.
Это довольно безопасно — при пробое есть вероятность достаточно быстро вернуться «на ретест»,
слегка усреднившись пониже. (А при «не пробое» — возможность поймать второе дно).
Но, не думал, что вот прямо сегодня. От жары расклеился.
обычно при пробое среднесрочного, а тем более — абсолютного, минимума срабатывают все стопы по лонгам,
и цена с рекордными объёмами устремляется вниз. А сегодня:
Обратите внимание: объём на пробое, включая выкуп (а это — двойной объём) — 300 лот!
Это вообще ни о чём. В стакане обычно висит заявок на 1000 лот с каждой стороны!
Получается, что стопов у держащих акцию нет вообще!
(ибо ставить стопы ещё ниже — вообще бессмысленно).
Что бы это значило и как это использовать?
цитата 2011 года из комментариев к суду «Абрàмыч против Абрамòвича»:
Интересный нюанс.
Хочу обратить внимание на наклонную голубую линию.
На мой взгляд, всё, что ниже неё — можно брать.
Однако я надеюсь в случае общерыночного залива взять на нижней границе давнего нисходящего канала.
а в ожиданиях ещё ниже — неправ
Но тут уже неожиданная новость вмешалась
и чуть-чуть не дотянули до второго (132)
Если учесть, что уровни просчитывались приблизительно,
можно считать результат расчетов отличным.
Жаль только, что «проспал» прорыв, хотя разворотные модели были (комментарий чуть выше).
Два противоположных фундаментальных фактора:
1. среднесрочный негативный — то, что на Аэрофлот теперь повесят гигантские долги ТрансАэро
2. долгосрочный позитивный — поглощение самого крупного конкурента:
2.1 конкуренция для Аэрофлота снизится
2.2 Аэрофлот из гиганта отрасли превратится в супергиганта
1. акционеры объекта поглощения (те самые, чьи пакеты переходят Аэрофлоту) не в восторге
. Котировки эмитента падали весь год, а реальное положение в компании тем временем планомерно улучшалось.
2. есть вопросы у антимонопольной службы
Доля Аэрофлота в отрасли может превысить 50%, а на многих маршрутах он станет монополистом.
Так что ещё возможна длительная канитель в духе Мечел.
Поэтому вчера после космического взлёта с планками и ещё одного перехая
тикер вернулся в прежнее русло.
Торговля на горячих новостях — бывает и сверхприбыльной и сверхопасной
Я, как водится, поспешил его хапнуть, не «поколдовав» над графиком.
За что и был наказан стопом.
Теперь, в результате внимательного изучения, обнаружилось вот что:
Снижение перешло в рамки «бычьего клина» (может, даже КДТ — не спец в волновых раскладах).
В случае прорыва вверх где-нибудь в районе 35 — техническая цель будет около 37.
Ну а если это всё же КДТ (конечный диагональный треугольник), то этой целью дело не ограничится.
Поскольку КДТ — одна из самых «разворотных» фигур.
Тем более выгоднее смотрится Трансаэро. Осталось дождаться сигнала. Риск/ревер отличный!
Последний пробитый лой и абсолютный лой.
Проблемы такие:
1) между указанными уровнями — 20%.
2) вероятность пробоя уровня 5 — не хотелось бы купить по 5 и оказаться на 2.5
3) вероятность делистинга — полная потеря позиции
Они тут регулярно возобновляются, а потом гасятся с перелоями.
Выстрел вверх без гашения?
Причем поучаствовать в выстреле можно только закупившись заранее, что чревато.
1. в конце февраля — начале марта цена ТрансАэро падает в течение двух дней,
существенно, но без фанатизма — в пределах предыдущих движений
2. потом появляются фундаментально позитивные для компании новости.
Цена рисует сильную разворотную модель — харами.
Казалось бы — отличная возможность для роста, но не тут то было.
3. Тикер летит камнем вниз в течение двух недель, цена складывается пополам.
С обновлением исторических минимумов.
4. После технического отскока цена в течение полугода топчется на низах,
и время от времени вновь обновляет абсолютные минимумы.
после покупки 70%-ного пакета покупатель должен выставить оферту миноритариям
по СРЕДНЕЙ ЦЕНЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА.
Я не спец в законодательстве об АО, если что-то путаю — поправьте, но, кажется, примерно так.
Именно поэтому цену обрушили и в течение полугода не давали голову поднять (чтобы сэкономить на выкупе акций у миноритариев).
Сегодня очень хорошо заработал на этом (+7% к депо).
Продал по 34.85 то, что купил вчера по средней 33.49
и перезашёл по средней 34.17
Идёт по нарисованным выше лниям.
Постепенно приближаемся к намеченной цели.
Свежая разметка:
теперь такие объёмы (300+ лот) почти в каждой строчке стакана.
А в целом типичный объём стакана примерно в 10 раз больше тех, что были типичны несколько месяцев назад.
в стакане послеторгового аукциона было всего 3 (ТРИ!) строки:
40.5
40
39.5
Попробовал поставить заявки на покупку и продажу на пару рублей выше и ниже тех, что были в стакане — оказалось, что они за пределами разрешённых правилами аукциона.
Получилось, что по этим правилам в стакане могло быть всего 6 (ШЕСТЬ!) строк!
41
40.5
40
39.5
39
38.5
Аномальная ситуация!
Выстрел до 130 проспал, однако ниже дождался.
Тогда (в июле) цель по закупу была назначена в 44.5.
Была достигнута в пятницу (21.09.2015).
Сегодня достигли второй цели (назначена в августе) — 36.5.
Других целей внизу у меня нет.
от взрывного роста 24 августа — 2 сентября:
Следующий уровень расширения (261.8%) — ниже нуля.
Так что по фибо дальше внизу тоже делать нечего.
Вот она, третья цель.
Немного странная, но почему бы нет?
Цена акции ТрансАэро сравнялась с ценой акции поглотившего её Аэрофлота.
Даже чуть ниже: TAER=35, AFLT=35.3
Да уж! Как говорится, купившим второе дно — третье дно в подарок:
22.09.2015 ТРАНСАЭРО АК (ОАО) ао 40 -14,9%
23.09.2015 ТРАНСАЭРО АК (ОАО) ао 35 -13,6%
24.09.2015 ТРАНСАЭРО АК (ОАО) ао 28 -20,0%
22.09.2015 ТРАНСАЭРО АК (ОАО) ао 40 -14,9%
23.09.2015 ТРАНСАЭРО АК (ОАО) ао 35 -13,6%
24.09.2015 ТРАНСАЭРО АК (ОАО) ао 28 -20,0%
25.09.2015 ТРАНСАЭРО АК (ОАО) ао 32 +14,3%
А в моменте доходило до+28%
кто будет летать, а кто не будет в небе Украины.
Если только там ещё кто-то на законы внимание обращает…
Можно даже на RSI не смотреть…
Текущая ситуация:
Не буду пока касаться информационного фона по поглощению,
Бегемот говорит: «Торгуйте график!»
Итак, график за последний месяц:
Два дня идёт активная проторговка зоны выхода.
Крупнее:
Как видим, от скоростного веера (красная линия) мы уже ушли,
но пока не закрепились выше бывшей целевой линии (голубая).
Специального названия у такой линии нет, можно назвать её
"линией выкупа проливов".
Это, кстати, было ещё до появления сверхкрупной заявки (см.ниже).
Вчера незадолго до закрытия была выставлена сверхкрупная заявка на покупку по 32:
Вчера до неё не дошли. Более того, на послеторговом аукционе были только покупатели.
В некотором смысле планка, если такое название уместно для диапазона в 3 рубля.
Сегодня история повторилась. Аналогичную заявку выставили теперь по 29.5 И что же вы думаете? Пока народ обедал, тикер толкнули вниз, и собрали стопы этой заявкой. В результате имеем самый большой за месяц часовой объём (почти 46 килолот). Такого не было даже на планках 1-2 сентября!
Осталось повода дождаться.
(информационного).
1. вчера истёк срок оферты на покупку 75% ТрансАэро за 1 рубль.
Оферта не исполнена. Это с одной стороны.
1.1 контроль над компанией УЖЕ перешёл к АэроФлоту. Это с другой стороны.
Непонятка.
2. Есть банки-кредиторы, два круных (СберБанк и ВТБ) и ряд мелких.
2.1 две недели назад Г.Греф (Сбербанк, если кто не в курсе) объявил о желании обанкротить компанию. После этого тикер посыпался вниз по 10-20% за день. Но эта новость уже отыграна.
2.2 вчера сообщили о том, что сбер и ВТБ готовы списать 30% долга и реструктурировать остальной.
2.3 более мелкие кредиторы (вчерашняя же новость) готовы реструктурировать долг на 15-20 лет,
но категорически против списаний. Тоже новость, в общем-то, позитивная.
На этих сообщениях тикер дёргается вниз и проливы активно выкупают.
Вот и я присоединился :)
Схема информационных действий до боли напоминает то, что было с Мечелом ровно год назад (это когда он падал до 13 руб).
С одной стороны в массы регулярно пуляют страшными словами и грозят забрать всё.
С другой стороны, решающие акционеры — и мажоритарии (Плешаковы),
и, например, миноритарий Виталий Ванцев (совладелец аэропорта Внуково),
упираются, как Зюзин год назад, и пытаются всё переиграть.
Например, объяснение — почему не исполнена оферта: не набрали 75% акций.
«Ну не шмогла!»
Если причина неисполнения оферты — то, что «не смогли собрать 75%»,
значит, именно ВТБ не дал согласие?
Поискал размер freefloat.
Точных данных не нашёл. Только ссылки на чьи-то слова.
В одном месте сказано 26%, в другом (три года назад) — 37%.
Обе цифры больше чем 25%.
Видимо, пытались добрать с рынка, но «не шмогли».
Вчерашний рекордный объём — всего лишь чуть больше полпроцента от общего количества акций. Дефицит, однако.
после пролива переместилась на 31.
на вопрос журналиста «Возможно ли банкротство ТрансАэро?»
ответил: «Не исключено».
В итоге пролив на 18% с новым рекордом по объёму:
Явно нет. Материальных активов, которые можно растащить при банкротстве,
— мало от слова «совсем».
Самолётов в собственности — аж 9 штук (это, между прочим, почти в два раза больше, чем у Аэрофлота — у него 5 штук). Остальные — в финансовом и операционном лизинге
(то есть находятся в собственности либо банков, либо производителей).
Основная стоимость любой авиакомпании — это налаженные рабочие процессы.
То есть в случае банкротства банки-кредиторы окажутся у разбитого корыта.
Таким образом, совсем банкротить вряд ли будут.
Сегодня Аэрофлот снова решает: что ему делать с ТрансАэро?
Хоть бы плюсик ставили при посещении (это наверху, на нижнем крае самой статьи).
А то такое ощущение, что разговариваю сам с собой.
Только Олег иногда что-нибудь полезное говорит,
без него вообще бы монолог получился.
Месяц назад я сообщил о развороте за несколько дней до взлёта (26.08).
Сам, к сожалению, не воспользовался.
дневной оборот превысил free-float.
То есть ВСЕ акции, торгуемые на бирже, перешли из рук в руки.
А на следующий день он был ещё в два раза больше.
То есть, за два дня весь free-float ТРИ раза перешёл из рук в руки!
Всего выпущено 153 846 100 акций (15 384 610 лот).
Но вот сколько из них на бирже — не нашёл.
В общем, получается, что в стакане всё равно только спекулянты.
Остальные держат, не продают.
Вечер уже, однако.
Сегодня — конец месяца.
Купил, однако, в самый нервный момент.
Что решит Аэрофлот, похоже, только завтра узнаем.
В правительстве согласились на банкротство «Трансаэро»
www.interfax.ru/business/470638
Знали очи, шо куповалы…
Не настолько стальные у меня нервы.
В конце концов, восстановить то, что скинул сегодня, ещё можно.
Средняя продажи — 22.6
Плюсы и минусы:
Аэрофлот пошёл вниз месяц назад на новостях о том, что на него повесят долги ТрансАэро.
И пошёл вверх на новостях о том, что этого не случится. — это плюс.
Но он подписался перевозить пассажиров, которые купили билеты на рейсы ТрансАэро.
Деньги за те билеты уже давно потрачены ТрансАэро.
Второй раз пассажиры платить не будут.
А это жирный минус.
mfd.ru/news/view/?id=2017490
Пока надумал вот что:
1. пока принято только принципиальное решение о банкротстве, процедура ещё не запущена.
2. почитал на РБК вот такой материал: Прерванный полет: как банкротились крупнейшие авиакомпании мира
Вот что интересно: из девяти авиакомпаний-банкротов три в процессе банкротства сумели возродиться и выйти на прибыльность. Может быть, ещё не всё потеряно?
Свечная модель «харами».
Не совсем классическая, но тем не менее…
И обратите внимание на объёмы!
вчера весь день регулярно сообщали о планируемой проверке деятельности ТрансАэро,
тикер на эту новость не реагировал никак,
более того, дневной рост +37%.
Если только объявят сбор средств на погашение долгов…
В этом есть большой плюс — значит, тикер ещё не списан в утиль.
И минус — о скальпинге с шагом цены 5+% можно забыть.
С другой стороны — торговля будет поспокойней, без колебаний по 50-100% в день.
Ну да, после этого он ещё сквизанул до 13, но по сравнению с тем, как ТрансАэро колбасит — это были такие пустяки.
1. у меня открыта таблица из 16 тикеров, за которыми я слежу, и поставлена сортировка по росту/падению. Так вот, в пятницу Трансаэро весь день скакал то в верхнюю строчку, то в нижнюю — всего лишь за счет 5% спреда в стакане (шаг цены был 5%) — и это при том, что все остальные дружно росли — ТрансАэро при любой покупке по рынку автоматом возглавлял список лидеров роста.
А при любой продаже — даже одного лота — падал в нижнюю строчку.
2. на пред- и после-торговых аукционах в правила аукциона вписывались всего 3-4 строки. А в отдельные дни стакан аукциона состоял из одной(!) строки — остальные вылетали за рамки.
Последнее время в каждой строчке стакана были десятки тысяч лот.
Поэтому, выставляя заявку, приходилось ждать длинной очереди на исполнение, а продавать или покупать по цене предложения или спроса — это с ходу терять 5% и более.
4. Так же, как год назад с Мечелом, возникла ненормальная ситуация — когда шаг цены стал больше, чем суммарная комиссия биржи и брокера. Получились сверхкомфортные условия для скальперов: покупаешь, затем, даже продав всего на один тик выше, — ты уже в прибыли. Тем более, в случае с ТрансАэро — в ого-го какой прибыли — 5%.
а не скачки с шагом в 5%.
1. Интервью ген.директора АэроФлота газете «КоммерсантЪ» — интересно то, что кроме банкротства и покупки Аэрофлотом, рассматривался третий вариант — покупка ТрансАэро консорциумом банков-кредиторов. Вроде бы «миноритарные» кредиторы до сих пор не отказались от этой идеи.
2. РБК: Кредиторы требуют проверить то, как АэроФлот управляет ТрансАэро — пул кредиторов-«миноритариев» продолжает борьбу против банкротсва компании.
Монополистом не станет.
С одной стороны, времени и проливов было достаточно, чтобы набрать с рынка недостающие пару процентов (Плешаков утверждал, что у него на счетах 49% — не считая 25%, находящихся в залоге у ВТБ). И если вдруг…
Но если сделка так и не состоится, — это была последняя надежда держателей бумаги.
Где тогда её ловить? 5? -> 4.67? -> 3.28? -> 2.5? -> 1.64? -> 1.16?
И стоит ли ловить вообще? Что осталось от компании? Самолеты в Испании. Персонал растекается по другим перевозчикам. Перспективы в отрасли вообще — не блестящие. Особенно на туристических направлениях, где раньше лидировала Трансаэро…
В общем, завтра и послезавтра — решающие дни для данного тикера.
Будем внимательно следить (пока со стороны).
То, что происходило в стакане в последние дни — очень напоминало ликвидацию оставшихся лонгов.
До этого уровня так и не сходили. А я ждал…
Дневные ты и сам обозначил.
А недельные в понедельник будут примерно так:
10.8
9.3
9
чисто на глазок
Оказалось: Московская биржа с 22 декабря 2015 года включила акции „Трансаэро“ в сектор компаний повышенного инвестиционного риска
А до сих пор риск был так себе?
Самое неприятное, что биржа изменила сам тикер. Теперь это называется iТРАНСАЭРа.
Неприятность в том, что все наработки по графику — коту под хвост.
Теперь (в КВИКе) график начинается с 22.12.2015.
Все индикаторы, лучи, каналы — надо строить заново, по только что начавшейся истории нового тикера.
В FinamTrade новый график спокойно продолжает старый. Но там, кроме индикаторов, ничего не построишь…
Что вчера и сделал новый тикер (минус 13%).
Транзак спокойно склеил старый график с новым, но…
графические возможности новой версии QUIK
настолько превосходят таковые у старого TRANSAQ,
что с ним даже возиться не хочется.
Итак, первые наметки:
Обратите внимание: на 4-хчасовом графике внизу проявилась голубая линия
(точнее, их там две, почти совпадающих) — это «привет» от старого графика.
Именно там я и жду в засаде. Уже почти месяц.
А вообще, заведу, пожалуй, для нового тикера новую статью.